Творческая область, район Энтузиастов, город Идея, улица Открытие, дом 1
Ждем ваших работ без перерыва и выходных

Дорогие ребята, на нашем сайте Вы найдете презентации к урокам, интересные материалы для сообщений, докладов, рефератов и проектов, получите различные рекомендации для всестороннего развития.

 

 

10 класс

 

Вопросы к зачету по русскому языку за I полугодие

1. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Прямое и переносное значения слова.

Ответ на вопрос

Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется лексикой. Соотнесенность слова с определенным понятием называется лексическим значением слова. Слово может быть однозначным и многозначным. Многозначное слово обладает не одним, а несколькими значениями. Первое значение слова основное (прямое), остальные – переносные, производные.

2. Омонимы, синонимы, антонимы и их употребление.

Ответ на вопрос

Омонимами называют слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. Например: 1. Гриф – фантастическое животное в античной мифологии. 2. Гриф – у музыкальных инструментов, например: у скрипки. 3. Гриф – печать, штемпель с изображением чьей-либо подписи, а также оттиск этой подписи. Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной или нескольких грамматических формах, например: печь (сущ.) – печь (глаг.). Омофоны – слова, разные по написанию, но одинаково произносящиеся, например: луг – лук. Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах, например: за´мок - замо´к. Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению, например: алфавит – азбука. Антонимы – это слова или фразеологические единицы, противоположные по значению. Антитеза – стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных, резко отличных явлений, например: Я царь – я раб, я червь – я бог. (Г.Р. Державин).

3. Паронимы, фразеологизмы и их употребление.

Ответ на вопрос

Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные слова. Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся, извлекаются из памяти. Фразеологизмы соотносятся с определенным понятием, обозначают нечто единое по смыслу, а в предложении являются одним членом.

4. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Ответ на вопрос

Диалектизмы – это слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. Например, общенародному говорить, разговаривать соответствует в северных говорах балякать, в южных – гутарить (гуторить). Жаргонизмы – это слова, которые встречаются в речи людей, связанных родом деятельности, времяпрепровождением и т.д. Например: предки (родители). Термины – это слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Каждая область науки и каждая отрасль промышленности имеют свою терминологию, т.е. совокупность определенных терминов. Люди, объединенные по роду своей деятельности, часто употребляют названия предметов, процессов, продуктов труда, принятые лишь в их среде. Такие слова называются профессионализмами. Например: кок (повар).

5. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Ответ на вопрос

Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления и замененные новыми. Например: лицедей – актер. Историзмы – это слова, ушедшие из активного словаря, поскольку вышли из обихода явления и предметы, которые они обозначали. Например: купец, боярин, жандарм. Новые слова, или неологизмы, появляются в языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни. Например: мегабайт, хакер, интернет.

 

 

6. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Гипербола.

Ответ на вопрос

Для усиления выразительности речи используются различные изобразительные средства. Тропы – это слова и обороты, употребленные в переносном значении. К числу тропов относятся эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, гипербола и др. Фигу́ры ре́чи –различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

Эпитет – это определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Эпитетом может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, когда перенос осуществляется на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении.

Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто, как бы, точно, словно, что и др.

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, наделение предмета свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Гипербола - средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

7. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.

Ответ на вопрос

Текстэто несколько предложений, связанных между собой  по  смыслу  и  построенных  в  строгой  последовательности  действий. Все предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью (идеей). Тема текста – это то, о ком (или о чем) в нем говорится: круг событий, явлений, проблем понятий и т.п.. Основная мысль (идея) – это то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего он написан. Главная информация текста – это сжатый пересказ всего текста с использованием большинства ключевых слов. Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата). В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения. Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

 

 

Билеты к зачету по русскому языку за I полугодие

 

Билет №1

  1. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Прямое и переносное значения слова.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

Билет №2

  1. Омонимы, синонимы, антонимы и их употребление.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

Билет №3

  1. Паронимы, фразеологизмы и их употребление.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

Билет №4

  1. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

Билет №5

  1. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Гипербола.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

 

Билет №1

План ответа

  1. Что такое лексика? (см. страницу, предшествующую п. 1)
  2. Что такое лексическое значение слова? (п. 1)
  3. Сколько значений может быть у слова? (п. 2)
  4. Продолжите предложение «Многозначное слово обладает…» (п. 2)
  5. Продолжите предложение «Первое значение слова основное (прямое), остальные - …». (п. 2)
  6. Приведите в качестве примера слово из практической части из заданий 2 и 6. В каком лексическом значении оно употреблено в предложении? (практическая часть)
  7. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  8. Что такое тропы? Что такое эпитет? Что такое фигуры речи? (п.3)
  9. Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  10. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  11. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  12. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.

 

Билет №2

План ответа

  1. Что такое омонимы? (п. 4)
  2. Продолжите предложение «Омоформы – это …». (п. 4)
  3. Дайте определение понятию «омофоны». (п. 4)
  4. Чем омографы отличаются от омоформ и омофонов? (п. 4)
  5. Продолжите предложение «Синонимы – это…». (п. 6)
  6. Чем антонимы отличаются от паронимов и синонимов? Приведите в качестве примера слово из практической части из задания 6. (п. 7)
  7. Дайте определение понятию «антитеза». (п. 7)
  8. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  9. Что такое тропы и фигуры речи? Что такое метафора? (п.3) Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  10. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  11. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  12. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.

 

Билет №3

План ответа

  1. Что такое паронимы? Приведите примеры из практической части из задания 3. (п. 5)
  2. Что такое фразеологизмы? (п. 11)
  3. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  4. Что такое тропы и фигуры речи? Что такое сравнение? (п.3)
  5. Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  6. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  7. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  8. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.

 

Билет №4

План ответа

  1. Что такое диалектизмы? (п. 9)
  2. Продолжите предложение «Жаргонизмы – это…». (п. 9)
  3. Дайте определение понятию «термины». (п. 9)
  4. Чем профессионализмы отличаются от диалектизмов и жаргонизмов? (п. 9)
  5. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  6. Что такое тропы и фигуры речи? Что такое олицетворение? (п.3)
  7. Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  8. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  9. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  10. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.

 

Билет №5

План ответа

  1. Что такое архаизмы? (п. 10)
  2. Продолжите фразу «Историзмы – это…». (п. 10)
  3. Дайте определение понятию «неологизмы». (п. 10)
  4. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  5. Что такое тропы и фигуры речи? Что такое гипербола? (п.3)
  6. Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  7. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  8. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  9. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.