Творческая область, район Энтузиастов, город Идея, улица Открытие, дом 1
Ждем ваших работ без перерыва и выходных

Дорогие ребята, на нашем сайте Вы найдете презентации к урокам, интересные материалы для сообщений, докладов, рефератов и проектов, получите различные рекомендации для всестороннего развития.

 

 

Новости

6 класс

 

1) Повторим правописание чередующихся гласных в корне (играйте, пока не выиграете)

2) Повторим правописание корней с чередованием

3) Повторим правописание И/Ы после Ц в корне и словах на -ЦИЯ

4) Повторим правописание О/Ё после шипящих в корне

5) Выполним тренировочное упражнение "О/Ё после шипящих в корне"

 

9 класс

 

1) Изучим тему "Вводные слова" (задание 2)

2) Решим тест, опираясь на алгоритм (задание 2)

4) Решим обобщающий тест (задания 2, 8, 9, 11, 12)

5) Повторим тропы (задание 11)

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову, их часто можно заменить одним словом, менее выразительным. (На краю света – далеко; намылить шею – наказать; пешком ходит под стол – маленький).

Поучим фразеологизмы

10 класс

 

Вопросы к зачету по русскому языку за I полугодие

1. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Прямое и переносное значения слова.

Ответ на вопрос

Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется лексикой. Соотнесенность слова с определенным понятием называется лексическим значением слова. Слово может быть однозначным и многозначным. Многозначное слово обладает не одним, а несколькими значениями. Первое значение слова основное (прямое), остальные – переносные, производные.

2. Омонимы, синонимы, антонимы и их употребление.

Ответ на вопрос

Омонимами называют слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. Например: 1. Гриф – фантастическое животное в античной мифологии. 2. Гриф – у музыкальных инструментов, например: у скрипки. 3. Гриф – печать, штемпель с изображением чьей-либо подписи, а также оттиск этой подписи. Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной или нескольких грамматических формах, например: печь (сущ.) – печь (глаг.). Омофоны – слова, разные по написанию, но одинаково произносящиеся, например: луг – лук. Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах, например: за´мок - замо´к. Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению, например: алфавит – азбука. Антонимы – это слова или фразеологические единицы, противоположные по значению. Антитеза – стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных, резко отличных явлений, например: Я царь – я раб, я червь – я бог. (Г.Р. Державин).

3. Паронимы, фразеологизмы и их употребление.

Ответ на вопрос

Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные слова. Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся, извлекаются из памяти. Фразеологизмы соотносятся с определенным понятием, обозначают нечто единое по смыслу, а в предложении являются одним членом.

4. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Ответ на вопрос

Диалектизмы – это слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. Например, общенародному говорить, разговаривать соответствует в северных говорах балякать, в южных – гутарить (гуторить). Жаргонизмы – это слова, которые встречаются в речи людей, связанных родом деятельности, времяпрепровождением и т.д. Например: предки (родители). Термины – это слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Каждая область науки и каждая отрасль промышленности имеют свою терминологию, т.е. совокупность определенных терминов. Люди, объединенные по роду своей деятельности, часто употребляют названия предметов, процессов, продуктов труда, принятые лишь в их среде. Такие слова называются профессионализмами. Например: кок (повар).

5. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Ответ на вопрос

Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления и замененные новыми. Например: лицедей – актер. Историзмы – это слова, ушедшие из активного словаря, поскольку вышли из обихода явления и предметы, которые они обозначали. Например: купец, боярин, жандарм. Новые слова, или неологизмы, появляются в языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни. Например: мегабайт, хакер, интернет.

 

 

6. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Гипербола.

Ответ на вопрос

Для усиления выразительности речи используются различные изобразительные средства. Тропы – это слова и обороты, употребленные в переносном значении. К числу тропов относятся эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, гипербола и др. Фигу́ры ре́чи –различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

Эпитет – это определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Эпитетом может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, когда перенос осуществляется на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении.

Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто, как бы, точно, словно, что и др.

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, наделение предмета свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Гипербола - средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

7. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.

Ответ на вопрос

Текстэто несколько предложений, связанных между собой  по  смыслу  и  построенных  в  строгой  последовательности  действий. Все предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью (идеей). Тема текста – это то, о ком (или о чем) в нем говорится: круг событий, явлений, проблем понятий и т.п.. Основная мысль (идея) – это то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего он написан. Главная информация текста – это сжатый пересказ всего текста с использованием большинства ключевых слов. Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата). В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения. Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

 

 

Билеты к зачету по русскому языку за I полугодие

 

Билет №1

  1. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Прямое и переносное значения слова.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

Билет №2

  1. Омонимы, синонимы, антонимы и их употребление.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

Билет №3

  1. Паронимы, фразеологизмы и их употребление.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

Билет №4

  1. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

Билет №5

  1. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка. Гипербола.
  3. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
  4. Практическая часть.

 

Билет №1

План ответа

  1. Что такое лексика? (см. страницу, предшествующую п. 1)
  2. Что такое лексическое значение слова? (п. 1)
  3. Сколько значений может быть у слова? (п. 2)
  4. Продолжите предложение «Многозначное слово обладает…» (п. 2)
  5. Продолжите предложение «Первое значение слова основное (прямое), остальные - …». (п. 2)
  6. Приведите в качестве примера слово из практической части из заданий 2 и 6. В каком лексическом значении оно употреблено в предложении? (практическая часть)
  7. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  8. Что такое тропы? Что такое эпитет? Что такое фигуры речи? (п.3)
  9. Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  10. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  11. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  12. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.

 

Билет №2

План ответа

  1. Что такое омонимы? (п. 4)
  2. Продолжите предложение «Омоформы – это …». (п. 4)
  3. Дайте определение понятию «омофоны». (п. 4)
  4. Чем омографы отличаются от омоформ и омофонов? (п. 4)
  5. Продолжите предложение «Синонимы – это…». (п. 6)
  6. Чем антонимы отличаются от паронимов и синонимов? Приведите в качестве примера слово из практической части из задания 6. (п. 7)
  7. Дайте определение понятию «антитеза». (п. 7)
  8. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  9. Что такое тропы и фигуры речи? Что такое метафора? (п.3) Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  10. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  11. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  12. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.

 

Билет №3

План ответа

  1. Что такое паронимы? Приведите примеры из практической части из задания 3. (п. 5)
  2. Что такое фразеологизмы? (п. 11)
  3. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  4. Что такое тропы и фигуры речи? Что такое сравнение? (п.3)
  5. Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  6. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  7. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  8. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.

 

Билет №4

План ответа

  1. Что такое диалектизмы? (п. 9)
  2. Продолжите предложение «Жаргонизмы – это…». (п. 9)
  3. Дайте определение понятию «термины». (п. 9)
  4. Чем профессионализмы отличаются от диалектизмов и жаргонизмов? (п. 9)
  5. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  6. Что такое тропы и фигуры речи? Что такое олицетворение? (п.3)
  7. Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  8. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  9. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  10. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.

 

Билет №5

План ответа

  1. Что такое архаизмы? (п. 10)
  2. Продолжите фразу «Историзмы – это…». (п. 10)
  3. Дайте определение понятию «неологизмы». (п. 10)
  4. С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
  5. Что такое тропы и фигуры речи? Что такое гипербола? (п.3)
  6. Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
  7. Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
  8. Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
  9. Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.