Вопросы к зачету по русскому языку за I полугодие
1. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Прямое и переносное значения слова.
Ответ на вопрос
Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется лексикой. Соотнесенность слова с определенным понятием называется лексическим значением слова. Слово может быть однозначным и многозначным. Многозначное слово обладает не одним, а несколькими значениями. Первое значение слова основное (прямое), остальные – переносные, производные.
2. Омонимы, синонимы, антонимы и их употребление.
Ответ на вопрос
Омонимами называют слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. Например: 1. Гриф – фантастическое животное в античной мифологии. 2. Гриф – у музыкальных инструментов, например: у скрипки. 3. Гриф – печать, штемпель с изображением чьей-либо подписи, а также оттиск этой подписи. Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной или нескольких грамматических формах, например: печь (сущ.) – печь (глаг.). Омофоны – слова, разные по написанию, но одинаково произносящиеся, например: луг – лук. Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах, например: за´мок - замо´к. Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению, например: алфавит – азбука. Антонимы – это слова или фразеологические единицы, противоположные по значению. Антитеза – стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных, резко отличных явлений, например: Я царь – я раб, я червь – я бог. (Г.Р. Державин).
3. Паронимы, фразеологизмы и их употребление.
Ответ на вопрос
Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные слова. Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся, извлекаются из памяти. Фразеологизмы соотносятся с определенным понятием, обозначают нечто единое по смыслу, а в предложении являются одним членом.
4. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Ответ на вопрос
Диалектизмы – это слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. Например, общенародному говорить, разговаривать соответствует в северных говорах балякать, в южных – гутарить (гуторить). Жаргонизмы – это слова, которые встречаются в речи людей, связанных родом деятельности, времяпрепровождением и т.д. Например: предки (родители). Термины – это слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Каждая область науки и каждая отрасль промышленности имеют свою терминологию, т.е. совокупность определенных терминов. Люди, объединенные по роду своей деятельности, часто употребляют названия предметов, процессов, продуктов труда, принятые лишь в их среде. Такие слова называются профессионализмами. Например: кок (повар).
5. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Ответ на вопрос
Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления и замененные новыми. Например: лицедей – актер. Историзмы – это слова, ушедшие из активного словаря, поскольку вышли из обихода явления и предметы, которые они обозначали. Например: купец, боярин, жандарм. Новые слова, или неологизмы, появляются в языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни. Например: мегабайт, хакер, интернет.
6. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Гипербола.
Ответ на вопрос
Для усиления выразительности речи используются различные изобразительные средства. Тропы – это слова и обороты, употребленные в переносном значении. К числу тропов относятся эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, гипербола и др. Фигу́ры ре́чи –различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.
Эпитет – это определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Эпитетом может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, когда перенос осуществляется на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении.
Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто, как бы, точно, словно, что и др.
Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, наделение предмета свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Гипербола - средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.
7. Текст. Тема текста и основная мысль. Главная информация, содержащаяся в тексте. Типы речи.
Ответ на вопрос
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и построенных в строгой последовательности действий. Все предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью (идеей). Тема текста – это то, о ком (или о чем) в нем говорится: круг событий, явлений, проблем понятий и т.п.. Основная мысль (идея) – это то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего он написан. Главная информация текста – это сжатый пересказ всего текста с использованием большинства ключевых слов. Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата). В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения. Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Билеты к зачету по русскому языку за I полугодие
Билет №1
|
Билет №2
|
Билет №3
|
Билет №4
|
Билет №5
|
Билет №1
План ответа
- Что такое лексика? (см. страницу, предшествующую п. 1)
- Что такое лексическое значение слова? (п. 1)
- Сколько значений может быть у слова? (п. 2)
- Продолжите предложение «Многозначное слово обладает…» (п. 2)
- Продолжите предложение «Первое значение слова основное (прямое), остальные - …». (п. 2)
- Приведите в качестве примера слово из практической части из заданий 2 и 6. В каком лексическом значении оно употреблено в предложении? (практическая часть)
- С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
- Что такое тропы? Что такое эпитет? Что такое фигуры речи? (п.3)
- Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
- Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
- Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
- Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.
Билет №2
План ответа
- Что такое омонимы? (п. 4)
- Продолжите предложение «Омоформы – это …». (п. 4)
- Дайте определение понятию «омофоны». (п. 4)
- Чем омографы отличаются от омоформ и омофонов? (п. 4)
- Продолжите предложение «Синонимы – это…». (п. 6)
- Чем антонимы отличаются от паронимов и синонимов? Приведите в качестве примера слово из практической части из задания 6. (п. 7)
- Дайте определение понятию «антитеза». (п. 7)
- С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
- Что такое тропы и фигуры речи? Что такое метафора? (п.3) Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
- Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
- Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
- Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.
Билет №3
План ответа
- Что такое паронимы? Приведите примеры из практической части из задания 3. (п. 5)
- Что такое фразеологизмы? (п. 11)
- С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
- Что такое тропы и фигуры речи? Что такое сравнение? (п.3)
- Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
- Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
- Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
- Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.
Билет №4
План ответа
- Что такое диалектизмы? (п. 9)
- Продолжите предложение «Жаргонизмы – это…». (п. 9)
- Дайте определение понятию «термины». (п. 9)
- Чем профессионализмы отличаются от диалектизмов и жаргонизмов? (п. 9)
- С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
- Что такое тропы и фигуры речи? Что такое олицетворение? (п.3)
- Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
- Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
- Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
- Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.
Билет №5
План ответа
- Что такое архаизмы? (п. 10)
- Продолжите фразу «Историзмы – это…». (п. 10)
- Дайте определение понятию «неологизмы». (п. 10)
- С какой целью в русском языке используются изобразительные средства? (п.3)
- Что такое тропы и фигуры речи? Что такое гипербола? (п.3)
- Приведите пример использования тропов и фигур речи из текста, или из задания 7, или придумайте самостоятельно.
- Что такое текст? Продолжите предложения «Тема текста – это…», «Основная мысль – это…». В качестве примера используйте текст из практической части, а также задание 4.
- Расскажите о типах речи. Приведите пример из задания 5.
- Что такое главная информация, содержащаяся в тексте. В качестве примера используйте задание 1.
Поделиться с друзьями: