Творческая область, район Энтузиастов, город Идея, улица Открытие, дом 1
Ждем ваших работ без перерыва и выходных

Дорогие ребята, на нашем сайте Вы найдете презентации к урокам, интересные материалы для сообщений, докладов, рефератов и проектов, получите различные рекомендации для всестороннего развития.

 

 

Каким показан Иван Грозный в предании "Сороки-ведьмы"?

 План ответа

 

 

  1. Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю? 
  2. Что такое предание и каковы его жанровые особенности?
  3. Какие предания я знаю и о ком они повествуют? 
  4. О чем рассказывает предание "Сороки-ведьмы"?
  5. Каким предстаёт Иван Грозный в "устной летописи"? На что обращает внимание народный сказитель?
  6. Удалось ли Ивану Грозному победить колдовство?
  7. Понравилось ли мне предание и почему?

 

Фольклор в литературе – это устное народное творчество, передающееся из из уст в уста, от одного поколения к другому и имеющее многовековую историю. Фольклор всегда был важной частью народного быта.

В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями). В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся сказки, былины, предания, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры – это обрядовые и колыбельные песни, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы. У каждого фольклорного жанра свои отличительные закономерности, разная история возникновения и распространения в народной среде, включения в культуру. Например, предание – один из жанров народного эпоса, который возник на основе рассказов очевидцев.

Предание – это устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколение в поколение. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них – Рю­рик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящён Ивану Грозному. Последующие страницы устной ле­тописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

В преданиях существуют свои способы изображения героев. Обычно персонаж только называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. В начале или в конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят. Они выступают не как личное суждение, а как общее мнение. Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.

Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник» повествуют об исторических событиях разных эпох. В предании «Воцарение Ивана Грозного» воплотились народные представления о царе Иване IV Васильевиче, прозванном в народе Грозным. Сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства. Сюжет предания «Сороки-ведьмы» также вымышлен и повествует об Иване Грозном.

Произведение "Сороки-ведьмы" описывает правление царя Ивана Грозного в период опричнины. Его политика вступила в конфликт с боярством, и царь окружил себя опричниками. Грозный очень боялся слухов и заговоров (их олицетворяют ведьмы), потому собрал и сжег их в огненном кольце (это опричнина). А сороки, которыми обернулись ведьмы - молва людская. Во времена опричнины за дурную молву можно было лишиться головы (проклятие царя и недопущение этих птиц в столицу). Ивану Грозному удалось победить колдовство, он собрал всех ведьм, обложил их соломой и поджог, и ведьмы превратились в сорок. 

Государь изображается благочестивым человеком, потому что мечтает победить зло в мире. Царь не упускал из вида своих подчиненных, следил за тем, как они исполняют его приказы. Также говорится о том, что он был настолько велик, что даже колдуньи боялись его проклятий. Однако победить людскую молву ему так и не удалось.

Предание "Сороки-ведьмы" мне понравилось больше других, потому что ее создатель использовал развернутую метафору, чтобы изобразить исторические реалии эпохи Ивана Грозного.