Вопросы и планы ответов к зачёту по литературе за I триместр
1. Что привлекает Вас в преданиях?
План ответа
- Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю?
- Что такое предание и каковы его жанровые особенности?
- Чем этот жанр интересен?
- Какие предания я знаю и о ком они повествуют?
- Какое мое любимое предание и почему?
- В чем своеобразие данного предания (чем оно отличается от других)?
- Что нового из прошлого моего Отечества я узнал из преданий?
2. Каким показан Иван Грозный в предании "Сороки-ведьмы"?
План ответа
- Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю?
- Что такое предание и каковы его жанровые особенности?
- Какие предания я знаю и о ком они повествуют?
- О чем рассказывает предание "Сороки-ведьмы"?
- Каким предстаёт Иван Грозный в "устной летописи"? На что обращает внимание народный сказитель?
- Удалось ли Ивану Грозному победить колдовство?
- Понравилось ли мне предание и почему?
3. Почему в народе осталась память о Петре I ?
План ответа
- Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю?
- Что такое предание и каковы его жанровые особенности?
- Какие предания я знаю и о ком они повествуют?
- О чем рассказывает предание "Петр и плотник"?
- Каким предстаёт Петр I в "устной летописи"? На что обращает внимание народный сказитель?
- Как характеризуют царя его слова, обращенные к плотнику?
- Почему в народе осталась память о Петре I ?
4. Кто из былинных богатырей Вам особенно интересен?
План ответа
- Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю?
- Что такое былина и каковы ее жанровые особенности?
- Перечислите известные Вам былины и дайте краткую характеристику их героям.
- Какой из былинных героев Вам нравится?
- Дайте подробную характеристику этому герою.
- Сравните Вашего любимого богатыря с другими героями былины.
- В чём бы Вам хотелось быть похожим на любимого персонажа?
5. Какой памятник Вы бы поставили былинному богатырю?
План ответа
- Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю?
- Что такое былина и каковы ее жанровые особенности?
- Перечислите известные Вам былины и дайте краткую характеристику их героям.
- Какой из былинных героев Вам нравится?
- Дайте подробную характеристику этому герою.
- Можно ли считать любимого Вами богатыря образцом для подражания?
- Если бы Вам предложили поставить памятник Вашему любимому былинному герою, как бы он выглядел?
6. Какая картина известного художника на сюжет о былинных героях является Вашей самой любимой и почему?
План ответа
- Кто из художников создал иллюстрации к былинам?
- Какая картина Вам нравится? Что Вы знаете об ее авторе и истории ее создания?
- Что изображено на полотне?
- Удалось ли художнику передать характер(-ы) былинного героя(-ев) и как (при помощи чего?) он показал народный идеал героя(-ев)?
- В чем художественная ценность данного полотна?
- В чем проявился талант художника?
- Почему эта картина является Вашей любимой?
7. О чём рассказывают древние руны карело-финского эпоса "Калевала"?
План ответа
- Какова история возникновения карело-финского эпоса "Калевала"?
- Благодаря кому были литературно обработаны карело-финские руны?
- О каких событиях и героях они повествуют и какие природные стихии сопровождают деяния персонажей?
- На какие две части делится необычайный мир карело-финских рун?
- Какое условие поставила перед сынами "Калевалы" Лоухи, хозяйка Похъёлы, взамен на согласие выдать за них своих дочерей замуж?
- В чём необычность мельницы-самомолки Сампо и что эта мельница символически обозначает?
- Что случилось с Сампо впоследствии?
- Какое значение для культуры имеет карело-финский эпос "Калевала"?
8. Какие герои "населяют" эпос "Калевала" и какие природные стихии сопровождают их деяния?
План ответа
- Какова история возникновения карело-финского эпоса «Калевала»?
- Благодаря кому были литературно обработаны карело-финские руны?
- О каких событиях они повествуют?
- Какие герои «населяют» эпос «Калевала». Дайте краткую характеристику персонажей.
- Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически означает?
- Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо и что случилось с Сампо впоследствии?
- Какие природные стихии сопровождают деяния героев эпоса «Калевала»?
- Какое значение для культуры имеет карело-финский эпос «Калевала»?
9. Что можно рассказать о традициях, трудовых буднях и праздниках героев "Калевалы"?
План ответа
- Какова история возникновения карело-финского эпоса «Калевала»?
- Благодаря кому были литературно обработаны карело-финские руны? О каких событиях они повествуют?
- Какие герои «населяют» эпос «Калевала». Дайте краткую характеристику персонажей с описанием ремесла, которым они заняты.
- О каких четырех видах хозяйства упоминает Лоухи, хозяйка Похъёлы, в рецепте изготовления волшебной мельницы-самомолки Сампо?
- Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически означает?
- Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо и что случилось с Сампо впоследствии?
- Расскажите о традициях и праздниках героев «Калевалы».
- Какое значение для культуры имеет карело-финский эпос «Калевала»?
10. Кто из героев "Песни о Роланде" Вам больше всего понравился и почему?
План ответа
- Какова история создания древнейшей эпической поэмы "Песнь о Роланде"?
- Какие исторические события легли в ее основу?
- Назовите главных героев "Песни о Роланде" и дайте им характеристику (Карл Великий, Роланд и Оливье).
- Кто из главных героев произведения Вам больше всего понравился и почему?
- Кто из героев "Песни о Роланде" был главным виновником гибели отряда и какова его судьба?
- Какие чувства испытывают герои к своему Отечеству? Какова идея произведения?
- Чему нас учит "Песнь о Роланде"?
11. Что бы Вы рассказали своим друзьям о французской поэме "Песнь о Роланде"?
План ответа
- Что бы Вы рассказали своим друзьям о французской поэме "Песнь о Роланде"? (Об истории создания, исторических событиях, легших в ее основу, героях и т.п.)
- Какова история создания древнейшей эпической поэмы?
- Какие исторические события легли в ее основу?
- Назовите главных героев "Песни о Роланде" и дайте им характеристику (Карл Великий, Роланд и Оливье).
- Кто из героев "Песни о Роланде" был главным виновником гибели отряда и какова его судьба?
- Какие чувства испытывают герои к своему Отечеству? Какова идея произведения?
- Посоветуете ли Вы своим товарищам прочитать «Песнь о Роланде» и почему?
12. Гиперболичны ли сражения и сами герои "Песни о Роланде"? Чем это объяснить?
План ответа
- Какова история создания древнейшей эпической поэмы "Песнь о Роланде"?
- Какие исторические события легли в ее основу?
- Гиперболичны ли события поэмы и чем это можно объяснить?
- Назовите главных героев "Песни о Роланде" и дайте им характеристику (Карл Великий, Роланд и Оливье).
- Гиперболичны ли герои поэмы и чем это можно объяснить?
- Кто из героев "Песни о Роланде" был главным виновником гибели отряда и какова его судьба?
- Чему нас учит "Песнь о Роланде"?
13. Как удаётся пословице "дать совет" в разных житейских ситуациях?
План ответа
- Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю?
- Что такое пословица и чем она отличается от поговорки?
- Чему учат пословицы? (Перечислить темы, на которые создавались пословицы.)
- Какой смысл заключен в них? (Привести в пример три пословицы на разные темы и раскрыть их смысл).
- В каких ситуациях можно использовать пословицы? (Привести в пример три другие пословицы и описать три ситуации, в которых их можно использовать).
- Какие пословицы я использую в своей речи и в каких житейских ситуациях?
14. Появляются ли новые пословицы и поговорки сегодня?
План ответа
- Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю?
- Что такое пословица и чем она отличается от поговорки?
- Чему учат пословицы? (Перечислить темы, на которые создавались пословицы.)
- Какой смысл заключен в них? (Привести в пример три популярные пословицы на разные темы и раскрыть их смысл).
- Как Вы думаете, появляются ли новые пословицы и поговорки? Кто их придумывает?
- В каких житейских ситуациях можно использовать новые пословицы? (Привести в пример три современные пословицы и описать три ситуации, в которых их можно использовать).
- Какие пословицы я чаще использую в своей речи – известные нам со времен возникновения этого жанра или современные и почему?
15. Чем похожи и чем различаются пословицы разных народов?
План ответа
- Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю?
- Что такое пословица и чем она отличается от поговорки?
- Чему учат пословицы? (Перечислить темы, на которые создавались пословицы.)
- Какой смысл заключен в них? (Привести в пример три русские пословицы на разные темы в паре с иноязычными и раскрыть их смысл).
- Каково отношение к добру и злу, к дружбе, труду и учению у различных народов мира?
- Чем различаются пословицы разных народов?
- Какая пословица Ваша любимая и почему?
16. Что Вы знаете об изготовлении и чтении книг в Древней Руси?
План ответа
- Как выглядели первые древнерусские письма и документы? Как они назывались?
- Когда появились рукописные книги? Сколько они стоили?
- Что Вы знаете о летописи?
- Когда и благодаря какому русскому царю появились первые печатные книги на Руси?
- Кто и когда создал первую печатную книгу? Как она называлась? Как работали мастера?
- Как называлась вторая печатная книга? Сколько времени ушло на ее изготовление?
- Как назывался первый славянский учебник? Чему он учил?
- Каково значение книгопечатания на Руси?
17. О чём повествует "Повесть временных лет"?
План ответа
- Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
- Что такое летопись?
- Что Вы знаете об истории создания «Повести временных лет»? О чем она повествует?
- Какие жанры использовали авторы «Повести временных лет»? Приведите примеры произведений разных жанров.
- Какова идея «Повести временных лет»?
- Каково значение для культуры «Повести временных лет»?
18. В чём смысл "Поучения" Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся Вам актуальными и сегодня?
План ответа
- Когда возникла древнерусская литература и как читали книги наши предки?
- Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
- Что такое поучение?
- Какую цель ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая свое «Поучение»?
- Основные наставления «Поучения».
- В чем смысл поучений Владимира Мономаха?
- Какие из поучений кажутся Вам необходимыми и сегодня?
19. Понравилась ли Вам "Повесть о Петре и Февронии Муромских" и почему?
План ответа
- Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
- Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
- Что такое повесть? Расскажите об истории создания «Повести о Петре и Февронии Муромских».
- О чем рассказывается в повести?
- Дайте подробную характеристику Петру и Февронии.
- Какова основная идея повести?
- Понравилась ли Вам "Повесть о Петре и Февронии Муромских" и почему?
20. Каковы особенности речи Февронии и как они ее характеризуют?
План ответа
- Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
- Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
- Что такое повесть? Расскажите об истории создания «Повести о Петре и Февронии Муромских».
- О чем рассказывается в повести?
- Дайте подробную характеристику Февронии.
- Чем Феврония отличалась от других?
- Каковы особенности речи Февронии и как они ее характеризуют?
- Понравилась ли Вам Феврония и почему?
21. Чему учит нас "Повесть о Петре и Февронии Муромских"?
План ответа
- Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
- Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
- Что такое повесть? Расскажите об истории создания «Повести о Петре и Февронии Муромских».
- О чем рассказывается в повести?
- Что бы Вы могли сказать о характерах главных героев повести и их поступках?
- На что надеялась Феврония в трудные минуты жизни?
- Чем важна для нашего времени история Петра и Февронии? Чему учит нас повесть?
22. Что бы Вам хотелось рассказать друзьям о М.В. Ломоносове?
План ответа
- Что бы Вам хотелось рассказать друзьям о М.В. Ломоносове? (О биографии, чертах личности, достижениях и т.д.)
- Какие факты из жизни М.В. Ломоносова показались Вам интересными?
- Какие черты личности были ему свойственны?
- Ради чего жил Ломоносов?
- Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарен?
- Какие из его литературных произведений Вам известны? О чем они?
- Расскажите об истории открытия Московского университета.
- Какую оценку личности учёного дал А.С. Пушкин? Какова Ваша оценка личности М.В. Ломоносова?
23. Какие идеи и взгляды М.В. Ломоносова Вам близки и почему?
План ответа
- Какие факты из жизни М.В. Ломоносова показались Вам интересными?
- Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учеными мира?
- Что восхвалял в человеке М.В. Ломоносов?
- Ради чего жил Ломоносов?
- Какими идеями проникнута его филологическая и поэтическая деятельность?
- Какие идеи и взгляды М.В. Ломоносова Вам близки и почему?
24. Почему Московский государственный университет носит имя М.В. Ломоносова?
План ответа
- Какие факты из жизни М.В. Ломоносова показались Вам интересными?
- Какие черты личности были ему свойственны?
- Ради чего жил Ломоносов?
- В каких областях деятельности он прославился?
- Расскажите о реформах Ломоносова в сферах литературного языка.
- Расскажите об истории открытия Московского университета.
- Почему это учебное заведение носит имя М.В. Ломоносова?
- Какую оценку личности учёного дал А.С. Пушкин? Какова Ваша оценка личности М.В. Ломоносова?
Поделиться с друзьями: