9. Итак, какова проблема текста?
Проблема ложной образованности как результат безответственности телеработников
Подведем итоги работы.
1. Прочитаем текст 2(!) раза и предположим, о ЧЁМ в нем говорится. | Об "ошеломляющих нелепостях", звучащих из уст телеобозревателей, и о "плодах новорусской образованщины" |
2. С какой целью автор говорит об этом (в данном случае о "плодах новорусской образованщины")? | 4.1. Анализируя проблему, Смирнов формулирует собственное мнение. Он считает, что трансляция неточной информации с экранов телевизоров недопустима и что это ведет к укоренению "ошеломляющих нелепостей" в умах обывателей. |
3а. Выделим ключевые слова и словосочетания текста, опираясь на позицию автора. | Ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины, не повезло почему-то Суворову, из уст телеобозревателей, великий человек, не мог сказать такой глупости, более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, убеждают нас с телевизионных экранов; да задумайтесь, что вы говорите; вы не поняли, что сказал Суворов. |
3б. Правильно ли мы сформулировали тему и позицию автора? | Да, ключевые словосочетания текста подтверждают это. |
4. ЧТО автор говорит об "ошеломляющих нелепостях", звучащих из уст телеобозревателей, или о "плодах новорусской образованщины"? | 2.1. Автор рассказывает в тексте о том, что с экрана телевизора "нет-нет да и услышишь" про рассуждения Суворова о войне и что толкование слов великого полководца зачастую не соответствует действительности. |
5а. Прочитаем предложения 2.1 и 4.1, для того чтобы найти логические ошибки. |
2.1. Автор рассказывает в тексте о том, что с экрана телевизора "нет-нет да и услышишь" про рассуждения Суворова о войне и что толкование слов великого полководца не соответствует действительности. 4.1. Анализируя проблему, Смирнов формулирует собственное мнение. Он считает, что трансляция неточной информации с экранов телевизоров недопустима и что это ведет к укоренению "ошеломляющих нелепостей" в умах обывателей. |
5б. Связаны ли пересказ текста (2.1) и основная мысль (4.1) между собой? | Да, связаны. |
6. В каком художественном (публицистическом) произведении говорится об этом же? | Например, в рассказе Василия Макаровича Шукшина "Срезал" и в романе Рэя Брэдбери "4510 по Фаренгейту". |
7. Перескажем выбранное в качестве примера произведение (в одном предложении). |
2.1. Автор рассказывает в тексте о том, что с экрана телевизора "нет-нет да и услышишь" неточное истолкование высказываний Суворова о войне и что толкование слов великого полководца зачастую не соответствует действительности.
5.2.1. Так, из рассказа В.М. Шукшина "Срезал" мы узнаем про Глеба Капустина, ехидного деревенского мужика. Насмотревшись телепередач и начитавшись газет, Глеб решил, что ничем не хуже людей из города, получивших высшее образование. Особенно он был рад, когда ставил в неловкое положение знатных односельчан, приехавших погостить к родным. Например, Глебу без труда удалось доказать малообразованным жителям деревни, что он умнее даже кандидата филологических наук Константина Ивановича. ИЛИ 5.2.2. Например, в произведении Рэя Брэдбери "4510 по Фаренгейту" повествуется о роли телевидения в жизни жителей города. Жена главного героя не умела верно оценить обстоятельства, потому что жила не своей жизнью, а жизнью сериальных героев. Ее поведение было абсурдно. Например, она донесла на своего собственного мужа, увлекшегося чтением книг. Приехали пожарники и вместе с книгами сожгли дом главной героини. |
7. Сопоставим пересказ произведения с сжатым пересказом предложенного для анализа текста (2.1). Похожи? | Да, мы выбрали правильное произведение для обоснования. |
8. Прочитаем еще раз предложение, содержащее позицию автора (4.1). Оно является ответом на некие вопросы. На какие вопросы отвечает автор? | |
1а. Как должны относиться к своим обязанностям "служители" телевидения? | 1б. Трансляция неточной информации с экранов телевизоров недопустима. |
2а. Каковы последствия безответственного отношения к своей работе людей, вещающих с экранов телевизоров? | 2б. Это ведет к укоренению "ошеломляющих нелепостей" в умах обывателей. |
9. Итак, какова проблема текста? | Проблема ложной образованности как результат безответственности телеработников |
Самостоятельно проанализируйте другие тексты из открытого банка ФИПИ (скачайте ниже) |
Поделиться с друзьями: