Творческая область, район Энтузиастов, город Идея, улица Открытие, дом 1
Ждем ваших работ без перерыва и выходных

Дорогие ребята, на нашем сайте Вы найдете презентации к урокам, интересные материалы для сообщений, докладов, рефератов и проектов, получите различные рекомендации для всестороннего развития.

 

 

ЕГЭ. Сочинение 1. Тема текста

 

Начало урока

 

       1. Итак, о ЧЁМ говорится в тексте? В качестве ответа используем слова из текста: об "ошеломляющих нелепостях", звучащих из уст телеобозревателей, и о "плодах новорусской образованщины"!!! Вы же скорее всего обратили внимание на то, что бОльшая часть текста посвящена высказываниям Александра Суворова о войне!!! Анализ мыслей великого полководца сделан автором лишь для аргументации своего мнения об "ОШЕЛОМЛЯЮЩИХ НЕЛЕПОСТЯХ", ЗВУЧАЩИХ ИЗ УСТ ТЕЛЕОБОЗРЕВАТЕЛЕЙ, и о "ПЛОДАХ НОВОРУССКОЙ ОБРАЗОВАНЩИНЫ"!!! Представьте, как бы мы ответили, если бы задались вопросом, о КОМ говорится в тексте? Это ложный путь рассуждений. Исправим при необходимости ответ в таблице и перейдем ко второму вопросу.

 

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!

(4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, доброволь­ные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телеви­зионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(Г. Смирнов) 

 2. С какой целью автор говорит об этом (в данном случае об "ошеломляющих нелепостях", звучащих из уст телеобозревателей, и "плодах новорусской образованщины")? К какой мысли он ведёт читателя?

       Отвечая на данный вопрос, мы определим позицию автора. Позиция автора в тексте публицистического стиля содержится в том предложении, в котором дан ответ на какой-либо проблемный вопрос (почему? что из этого следует? при каком условии? каким образом? несмотря на что? зачем? что если?) Ответ на неизвестный пока проблемный вопрос сначала ищем в конце текста. Если не находим, то перечитываем начало текста. В случае отсутствия ответа и во вступлении, изучаем основную часть текста. Затем мы либо списываем основную мысль или её часть дословно (в кавычках), либо формулируем её сами, опираясь на ключевые слова выбранных предложений.

                Если текст художественного стиля речи, то найти прямой ответ на некий проблемный вопрос (готовую мыдрую мысль, могущую существовать вне контекста) не удастся, поэтому ищем предложение, в котором есть за что зацепиться при самостоятельном формулировании позиции автора.

             При составлении предложения, содержащего позицию автора, в качестве подлежащего или второстепенного члена используйте тему текста.

(Начертите в таблице из 2-ую строку.

В левую колонку второй строки запишите вопрос, в правую - ответ). 

*

К какой мысли ведёт читателя автор? Ответ

*

Самопроверка

    Учись учиться!!!