Денис Иванович Фонвизин "Недоросль"
Темы сообщений и сочинений
- В чём заключается смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
- В чем состоят особенности жанра комедии (на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)?
- Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
- Какие авторские идеалы нашли воплощение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
- Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
- Какие просветительские идеалы отражены в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
- Какие черты классицизма присущи комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
- Какова роль «говорящих» имён и фамилий в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
- Какова роль положительных персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
- Каково авторское отношение к Митрофану? (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».)
- Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
- Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
- Какое значение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет образ Правдина?
- Какое значение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет образ Еремеевны?
- Кого из персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» можно назвать «злонравными невеждами» и почему?
- Кто в пьесе Д. И. Фонвизина играет наиболее активную роль? Почему же она названа «Недоросль»?
- Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
- Чему может научить зрителей (читателей) Фонвизин-драматург?
- Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
- Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
- Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
Сочинения по данным темам
Сравнительный анализ эпизодов произведения М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года»
и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года (фрагмент)
…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…
(М.В. Ломоносов, 1747)
- Почему в оде, посвящённой восшествию на престол императрицы, М.В. Ломоносов обращается к молодому поколению?
- Какие художественные средства придают оде М.В. Ломоносова торжественное звучание?
- Ниже приведена сцена из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Во фрагменте оды М.В. Ломоносова и в репликах госпожи Простаковой проявляется различное отношение к науке и образованию. В чём состоит это различие?
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад1, итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмём с собою Сидорыча. Нашли мы трое…
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублей.
Митрофан (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три –три. Единожды нуль – нуль. Единожды нуль – нуль.
Г-жа Простакова. Что, что, до дележа?
Митрофан. Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врёт он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.
Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей.
Митрофан. Десять.
Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и ещё прибавить десять.
Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.
Цыфиркин. Сколько бы ж на год?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль –
нуль. Один да один… (Задумался.)
Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а всё, вижу, пустота. Денег нет –
что считать? Деньги есть –
сочтём и без Пафнутьича хорошохонько.
Кутейкин. Шабаш, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Ведь на поверку приводить не станут.
Митрофан. Небось, брат. Матушка тут сама не ошибётся.
(Д.И. Фонвизин, «Недоросль»)
1На приклад – например (устар.)
Сравнительный анализ эпизодов сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.
Только и взмолился однажды богу этот помещик:
– Господи! всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!
Но бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял.
Видит помещик, что мужика с каждым днём не убывает, а всё прибывает, – видит и опасается: «А ну, как он у меня всё добро приест?»
Заглянет помещик в газету «Весть», как в сём случае поступать должно, и прочитает: «Старайся!»
– Одно только слово написано, – молвит глупый помещик, – а золотое это слово!
И начал он стараться, и не то чтоб как-нибудь, а всё по правилу. Курица ли крестьянская в господские овсы забредёт – сейчас её, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберётся – сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.
– Больше я нынче этими штрафами на них действую! – говорит помещик соседям своим, – потому что для них это понятнее.
Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой.
Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – всё нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!», курица за околицу выбредет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – всё его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к Господу Богу:
– Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!
Услышал милостивый Бог слёзную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. Куда девался мужик – никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки.
Вышел помещик на балкон, потянул носом и чует: чистый-пречистый во всех его владениях воздух сделался. Натурально, остался доволен. Думает: «Теперь-то я понежу своё тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!»
И начал он жить да поживать и стал думать, чем бы ему свою душу утешить.
«Заведу, думает, театр у себя! напишу к актёру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! и актёрок с собой привози!»
Послушался его актёр Садовский: сам приехал и актёрок привез. Только видит, что в доме у помещика пусто и ставить театр и занавес поднимать некому.
– Куда же ты крестьян своих девал? – спрашивает Садовский у помещика.
– А вот бог, по молитве моей, все мои владения от мужика очистил!
– Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подаёт?
– Да я уж и то сколько дней немытый хожу!
– Стало быть, шампиньоны на лице рóстить собрался? – сказал Садовский и с этим словом и сам уехал, и актёрок увёз.
(М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»)
- В сказке помещика часто называют глупым. Какие оттенки смысла заключает в себе эта характеристика в данном фрагменте?
- Какие черты фольклорной сказки проявляются в приведённом фрагменте?
- Сопоставьте фрагмент сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» с фрагментом комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». На какие общие черты и качества помещиков указывают оба писателя?
Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям, своим людям. Теперь-то я всех переберу по одиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук её выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу этой насмешки.
Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?
Правдин. А вы считаете себя в праве драться тогда, когда вам вздумается?
Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.
Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства*?
Стародум. Мастерица толковать указы!
Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается итти.)
Правдин (останавливая её). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило её ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.
Простаков. А! До чего мы дожили!
Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своём доме госпожа...
Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.
Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?
Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!
Скотинин. Ба! ба! ба! Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякой Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда по-добру, по- здорову.
Г-жа Простакова. Всё теряю. Совсем погибаю!
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)
* Указ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», изданный в 1762 году Петром III, предоставлял дворянству ряд преимуществ, в том числе освобождал дворян от обязательной службы государству. Простакова же понимает указ как разрешение дворянам делать всё, что им захочется.