Фольклор – это устное народное творчество.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Поговорка отличается от пословицы тем, что она – часть суждения; поговорка – это яркое, меткое народное выражение.
Все произведения художественной литературы делятся на роды: эпос, лирика и драма.
Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения. Виды эпических произведений – роман, повесть, рассказ, сказка, притча и др.
Лирические произведения – это поэтическое творчество, они передают чувства, мысли, переживания человека.
Сатира – это жанр поэтического или прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки человека. Сатира – наиболее острая форма обличения действительности, социально-нравственных пороков, в отличие от юмора, цель которого осмеяние «частного», слабостей и недостатков личности.
Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Эти произведения предназначены для постановки на сцене.Понятие «драма» употребляется в двух смыслах: оно называет и род литературы, объединяющий произведения со сходными признаками, и драматический жанр.
Драма – в узком смысле слова это один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом (эмоциональным контактом читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы).
Основные черты драмы как рода литературы:
- предназначена для постановки на сцене;
- одновременно принадлежит и литературе, и театру;
- основа - действие, раскрываемое через конфликт;
- герои действуют и говорят на сцене;
- персонажи раскрываются через поступки и высказывания;
- основная форма выражения событий и состояний – диалог и монолог;
- наличие авторских ремарок;
- разделение монологов и диалогов действующих лиц на сценические эпизоды – действия, акты и сцены.
Маленький человек, лишний человек, новый человек, мечтатель, подпольный человек, самодур, деловой человек, праведник, человек в футляре – вот далеко не полный перечень известных номинаций типов литературных героев в русской литературе XIX века. Эти типы введены самими писателями (Н.Г. Чернышевским, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским, А.Н. Островским, Н.С. Лесковым, А.П. Чеховым). Тип «самодур» - обобщенный художественный образ, который воплощает типичные черты людей, руководящихся в своем поведении по отношению к другим исключительно личными прихотями, отличающихся деспотичностью. Тип «самодур» – характерный герой пьес А. Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «В чужом пиру похмелье»).
«Говорящая» фамилия – это фамилия, подчёркивающая наиболее яркую черту характера литературного героя.
Герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к развитию конфликта не имеют (например, Дикой и Феклуша), называются второстепенными.
Герои, чьи имена упоминаются в драматическом произведении, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают, называются внесценическими персонажами.
Ремарка - пояснения автора к тексту пьесы (обычно в скобках), содержащие краткую характеристику обстановки действия, внешности и особенностей поведения персонажей.
Кульминация – это структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. Кульминация раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких кульминаций.
Реплика – фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего лица. Из обмена реплик образуется диалог в драматургическом произведении. В драматургии используется также реплика a parte (в сторону) - условный сценический прием, заключающийся в том, что персонаж говорит как бы про себя или обращает свое высказывание непосредственно к зрителям, а не к партнерам по сцене.
Диалог – это разговор двух действующих лиц в литературном произведении. Диалог доминирует в драме, но имеет очень большое значение и в эпических произведениях.
Монолог – это речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
Антитеза – это стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.
Инверсия – нарушение закреплённого нормой порядка предложения; перестановка частей фразы, придающая особую выразительность синтаксической конструкции; необычная последовательность слов в предложении.
Поделиться с друзьями: