Творческая область, район Энтузиастов, город Идея, улица Открытие, дом 1
Ждем ваших работ без перерыва и выходных

Дорогие ребята, на нашем сайте Вы найдете презентации к урокам, интересные материалы для сообщений, докладов, рефератов и проектов, получите различные рекомендации для всестороннего развития.

 

 

Всероссийский конкурс сочинений

 

Всероссийский конкурс сочинений 2019

Тематические направления ВКС 2019 

 

1. Театр жив, пока у него есть зрители: 2019 – Год театра.

Тематическое направление «Театр жив, пока у него есть зрители» приурочено к Году театра (Указ Президента от 28 апреля 2018 г. №181) и предполагает несколько вариантов раскрытия: актуализация зрительского или актерского опыта автора сочинения; рассмотрение проблемы существования и востребованности традиционного театра в современном культурном пространстве, формируемом цифровыми технологиями; размышления о будущем театра.

2. Химия – это область чудес:

2019 – Международный год периодической системы Д.И. Менделеева.

Тематическое направление «Химия – это область чудес» приурочено к Международному году периодической системы Д.И. Менделеева, однако может рассматриваться шире и включать в себя как максимально широкое содержание, связанное с вопросами настоящего и будущего развития науки, так и рассмотрение более локальных проблем, таких как, изучение химии в школе, стимулирование интереса к этой области знаний у школьников и др.

3. Бессмертие народа – в его языке (Ч. Айтматов):

2019 – Международный год языков коренных народов.

Тематическое направление «Бессмертие народа – в его языке», посвященное Международному году языков коренных народов, напротив, не предполагает общих рассуждений о значении языка в жизни человека. В сочинениях, написанных в рамках этого тематического направления, хотелось бы увидеть прежде всего именно обращение к проблемам существования и функционирования языков коренных народов России, к конкретному краеведческому, этно-культурному и литературно-фольклорному материалу.

4. Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают: юбилеи российских писателей.

Тематическое направление «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают» традиционно посвящено юбилеям российских писателей. В 2019 году мы отмечаем юбилеи А.Н. Радищева (270 лет со дня рождения), И.А. Крылова (250 лет со дня рождения), И.И. Козлова (240 лет со дня рождения), А.С. Пушкина (220 лет со дня рождения), Н.В. Гоголя и А.В. Кольцова (210 лет со дня рождения), Я.П. Полонского (200 лет со дня рождения), Г.П. Данилевского (190 лет со дня рождения), К.Л. Хетагурова (160 лет со дня рождения), З.Н. Гиппиус (150 лет со дня рождения), П.П. Бажова (140 лет со дня рождения), А.А. Ахматовой и Н.Н. Асеева (130 лет со дня рождения), Ю.К. Олеши, В.В. Набокова, А.П. Платонова, И.Л. Сельвинского, Л.М. Леонова и А.А. Суркова (120 лет со дня рождения), А.И. Шарова (110 лет со дня рождения), Д.А. Гранина, Н.И. Глазкова, Мустая Карима и К.Д. Воробьева (100 лет со дня рождения), Ф.А. Искандера, В.М. Шукшина, И.П. Токмаковой (90 лет со дня рождения). Список может быть дополнен региональными писателями-юбилярами. В сочинениях в рамках данного тематического направления следует избегать пересказа биографий писателей и содержания их произведений, избыточного цитирования историко-литературных источников. Желательно, чтобы в сочинении нашел отражение смысл, заложенный в формулировке «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают», звучал ответ на вопрос, почему современный читатель обращается к произведениям этих писателей и поэтов, прочитывалось личное отношение автора работы к их творчеству.

5. Книга – это товарищ, это верный друг (В. Соллогуб): юбилеи литературных произведений.

Еще одно традиционное тематическое направление ВКС «Книга – это товарищ, это верный друг» посвящено юбилеям литературных произведений: 190 лет со дня первой публикации повести-сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»; 160 лет с момента первой публикации романов И.А. Гончарова «Обломов» и И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», написания и первой постановки драмы А.Н. Островского «Гроза»; 150 лет с момента завершения полной публикации романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; 120 лет со дня первой публикации рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»; 90 лет с момента первой публикации сказки К.И. Чуковского «Айболит»; 80 лет с момента первой публикации сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (60 лет с момента публикации второй версии сказки), повестей А.П. Гайдара «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», сборника К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»; 60 лет с начала публикации «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского; 50 лет с даты первой публикации повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Формулировка «Книга – это товарищ, это верный друг» предполагает прежде всего обращение к читательскому опыту участников Конкурса. Не следует пересказывать произведение, подменять сочинение о книге сочинением об авторе, рассуждать о значении книг в жизни человека вообще, злоупотреблять цитатами. В то же время приветствуется уместное, грамотное и корректное использование художественного текста, литературоведческого и литературно-критического материала, обращение к историко-литературному контексту.

6. Экология стала самым громким словом на земле (В. Распутин): почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте.

Тематическое направление «Экология стала самым громким словом на земле» предполагает рассмотрение в рамках ВКС сочинений участников конкурса «Вместе – ярче!». Работы участников конкурса «Вместе – ярче!» принимаются и оцениваются в рамках ВКС в общем порядке, предусмотренном Положением о ВКС. Тематическое направление предполагает прежде всего поиск ответов на вопросы: почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте; почему для нашей страны с ее огромными территориями эта проблема особенно актуальна; может ли переход на чистые источники энергии (чистое топливо) изменить экологию; что важнее – удобства, которые предоставляет человеку современный транспорт, или безопасность среды обитания человека, какие компромиссы возможны в разрешении этой дилеммы, что может остановить глобальное загрязнение атмосферы и др.

7. Стражи и форпосты России: 500-летие Тульского кремля и создания Большой засечной черты.

Тематическое направление «Стражи и форпосты России» приурочено к подготовке празднования 500-летия Тульского кремля (Указ Президента №599 от 10.11.2016) в 2020 году. Несмотря на то, что тема, на первый взгляд, представляется довольно локальной и интересной главным образом для обучающихся из Тульской области, она имеет большой потенциал и для других участников конкурса, проживающих в разных регионах России. Возможные варианты раскрытия темы: роль и значение Тульского кремля и Большой засечной черты в истории становления Российского государства; Тульский кремль как символ обороны государства; история оборонительных сооружений на южных и юго-восточных границах Русского государства; историко-культурное значение русских кремлей; охрана и восстановление памятников истории и культуры в российских городах.

8. Детство – это огромный край, откуда приходит каждый (А. де Сент-Экзюпери):

70-летие Международного дня защиты детей и 30-летие принятие Конвенции о правах ребенка.

Тематическое направление «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый» посвящено двум юбилейным датам: 70-летию учреждения Международного дня защиты детей (учрежден в 1949 г. на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин) и 30-летию принятия Конвенции о правах ребенка (1989 г.). В сочинениях в рамках этого тематического направления желательно сделать акцент на то, какое значение в современном мире придается детям, детству, проблемам подрастающего поколения, как изменилось положение детей в социуме, как сами дети видят себя в настоящем и будущем, с какими проблемами сталкивается ребенок и какие победы может одерживать.

9. Человечество не испытывает недостатка в знаниях,

оно испытывает недостаток доброты (Даниил Гранин).

Тематическое направление «Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты» предполагает размышления над вечной проблемой соотношения разума и чувств, мудрости и нравственности, науки и этики. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть, в частности, основаны на литературном, историческом, биографическом материале.

 

 

Жанры конкурсных работ

РАССКАЗ: небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию

СКАЗКА: эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы

ПИСЬМОэпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности

ДНЕВНИКформа повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения

ОЧЕРК: в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры

РЕПОРТАЖ: жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж)

ИНТЕРВЬЮжанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики

СЛОВОлитературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением

ЭССЕжанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора

РЕЦЕНЗИЯкритическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению.