Творческая область, район Энтузиастов, город Идея, улица Открытие, дом 1
Ждем ваших работ без перерыва и выходных

Дорогие ребята, на нашем сайте Вы найдете презентации к урокам, интересные материалы для сообщений, докладов, рефератов и проектов, получите различные рекомендации для всестороннего развития.

 

 

Д.И. Фонвизин

 

Темы сообщений и сочинений

 

1. В чём за­клю­ча­ет­ся смысл на­зва­ния ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

2. В чем со­сто­ят осо­бен­но­сти жанра ко­ме­дии (на при­ме­ре ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»)?

3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?

Пример сочинения ученика (без исправлений).

Многих волнует вопрос о воспитании. Что означает это понятие? Чем нужно заниматься с детьми? Почему некоторые из родителей отказываются от нравственных норм, воспитывая ребенка? Найти ответы на столь сложные вопросы мне помог Д.И. Фонвизин, автор комедии " Недоросль".


В своем произведении Фонвизин рассказывает о том, что госпожа Простакова плохо воспитывала своего сына. Она советовала, чтобы он бросил учебу и занимался накоплением денег. Главная героиня комедии считала, что в накоплении материальных благ и заключается смысл жизни. Она не развивала в своем сыне доброту и ум, а значит, плохо его воспитывала. Д.И. Фонвизин замечает, что на пустом месте обязательно вырастают "злонравия достойные плоды".


Да, для некоторых суть воспитания ребенка - это потакание любому его желанию. Простакова ни в чем не отказывала своему сыну, и это не могло не повлиять на характер Митрофана. Юноша несдержан, неблагодарен, привык к тому, что родные и слуги выполняли все его приказы беспрекословно. Так, Еремеевна выдала Митрофану пять булок, когда же она не разрешила ему съесть шестую, то была наказана Простаковой, для которой желание сына - закон. К сожалению, не все понимают важность воспитания.


Каким же образом, на взгляд автора, не должны воспитывать детей взрослые? Д.И. Фонвизин считает, что родители обязаны привить ребенку все лучшее. Простакова же давала неправильные советы, она доказывала, что наука не важна и знания не главное. Мать Митрофана считала учебу пустой тратой времени. По-моему, автор прав, такое воспитание может принести только худые плоды.


Человек, получивший неправильное представлениие о жизни, не может не вырасти непросвещенным человеком. Митрофан подчинялся материнской воле и не учился как подобает, поэтому и стал необразованным, не превзошёл родителей. Он, как и его мать, не признававшая важности науки, не мог ответить даже на самые простые вопросы. Из действия третьего явления седьмого мы узнаем, что Простакова учила своего сына обманывать, просила, чтобы он поучился для вида. Зачем ей это? Она считала, что, снискав уважение Стародума, Митрофан сможет жениться на Софье. Сын согласился с матерью, но с условием, что в будущем он никогда больше не будет учиться. Вот плоды безнравственного воспитания.


Д.И. Фонвизин в своей комедии высмеивает леность и невежество Простаковых, недоумевает по поводу порочного воспитания Митрофана и показывает отрицательные результаты неправильного отношения к детям.

4. Какие авторские идеалы нашли воплощение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

5. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

6. Какие про­све­ти­тель­ские иде­а­лы от­ра­же­ны в ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

7. Какие черты клас­си­циз­ма при­су­щи ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

8. Ка­ко­ва роль «го­во­ря­щих» имён и фа­ми­лий в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

9. Ка­ко­ва роль по­ло­жи­тель­ных пер­со­на­жей в ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

10. Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Мит­ро­фа­ну? (По пьесе Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль».)

11. Ка­ко­во зна­че­ние по­след­не­го яв­ле­ния в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

Пример сочинения ученика (без исправлений).

Вопрос о смысле той или иной сцены в художественном произведении достаточно интересен. Каким образом автор строит сюжет? Почему писатель описывает те или иные происшествия из жизни героев? В чем смысл развязки произведения? Ответить на эти вопросы я смогла, лишь прочитав комедию Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Драматург выражает свое мнение о каждом из героев комедии. Жизнь семьи Простаковых представлена им не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве.

Автор строит свой сюжет традиционно, противопоставляя положительных и отрицательных героев. Простаковы и Скотинин вступают в конфликт с Софьей, Милоном, Правдиным и Стародумом. Создав такую систему образов, Фонвизин как бы советует читателю, на кого из героев нужно равняться. Похожим надо стараться быть на Стародума, который действительно отличался умом и мудростью. Дядя Софьи был добр по отношению к племяннице, и к другим он относился тоже с почтением. Соотносить свои поступки можно и с поведением Софьи, Милона и Правдина.

Истинное лицо всех отрицательных героев данной комедии драматург показывает в действии пятом, в последнем явлении. Автор приводит нас к мысли, что не все люди живут как надо, проявляя честность и уважая окружающих, и что зло будет обязательно наказано. Пьеса заканчивается словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!». Этим автор хотел сказать, что не надо быть такими людьми, как Митрофан и его мать.

 

12. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

13. Какое зна­че­ние в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» имеет образ Прав­ди­на?

14. Какое зна­че­ние в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» имеет образ Ере­ме­ев­ны?

15. Кого из пер­со­на­жей ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» можно на­звать «зло­нрав­ны­ми не­веж­да­ми» и по­че­му?

16. Кто в пьесе Д. И. Фон­ви­зи­на иг­ра­ет наи­бо­лее ак­тив­ную роль? По­че­му же она на­зва­на «Не­до­росль»?

17. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

18. Чему может на­учить зри­те­лей (чи­та­те­лей) Фон­ви­зин-дра­ма­тург?

Пример сочинения ученика (без исправлений)

Случается так, что мы не сразу можем понять основную суть произведения. В чем может заключатся его смысл? Как писателю удается передать читателю нужную мысль? Почему многие из нас не понимают того, что хочет донести до нас автор? Найти  ответы  на  столь  сложные  вопросы можно, прочитав комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».

В своем произведении драматург уделяет особое внимание проблемам воспитания. Он высмеивает своих героев, потому что они не понимают важности воспитания. Понять смысл, заложенный автором, можно, проанализировав поведение героев.

Во втором действии четвертом явлении Фонвизин показывает, к чему приводит неправильное воспитание детей. Митрофан грубо разговаривает с Еремеевной, даже позволяет себе назвать ее «старой хрычовкой». Плохое поведение сына Простаковой доказывает, что мать не уделяет ему должного внимания. Он несдержан, неблагодарен, привык к тому, что его родные и слуги удовлетворяют все его потребности. К сожалению, не все читатели могут сразу понять, что автор хочет до нас донести мысль о необходимости отвественного воспитания и самовоспитания.

Что же, по мнению Фонвизина, является главным в воспитании и как мы об этом узнаем? Писатель считает, что только личным примером можно воспитать хорошего ребенка. В действии третьем явлении втором рассказывается, что Софья похожа на свою добрую мать, сестру Стародума. Племянница Простаковой отличается скромностью и почтением. Свое отношение к героине Фонвизин передает через своеобразие речевой ее характеристики, через раскрытие ее мыслей и чувств, а также позиция драматурга выражается в прямых высказываниях Стародума.

Если читатель получит неправильное представление о содержании произведения, то вряд ли поймет его смысл. Так чему же учит нас Фонвизин-драматург? Известный сатирик написал комедию «Недоросль», чтобы предостеречь тех родителей, которые потворствуют любому детскому желанию.

 

19. Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

20. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

21. Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

Пример сочинения ученика (без исправлений)

С давних пор люди задумываются над вопросом о характере человека. Что означает это понятие? Почему у человека формируется тот или иной характер? Чем мы похожи и различаемся? Ответить на эти вопросы я смогла, лишь прочитав комедию Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль".

В своем произведении автор описывает жизнь невежественной семьи Простаковых и их поступки, добродетельных персонажей Стародума и Правдина, рисует огромные сцены, наполненные разговорами о нравственности, неустрашимости, жизни при дворе, долге дворянина. Фонвизин выражает сожаление по поводу того, что люди, которые  должны служить примером в силу социального положения, имеют отрицательный характер.

И Простакова, и ее сын Митрофан не понимают, что обязаны по закону справедливости быть добрыми. Сын хозяйки имения, например, похож на мать, отличающуюся злым нравом и ведет себя как не подобает юноше. Например, разговаривая о кафтане, хозяйка дома грубит портному, оскорбляет его. И Митрофан также несносен и жесток со слугами. Обращаясь к Еремеевне, он унижает её, называя "старой хрычовкой", а ведь она намного старше его. Да, Митрофан, как и мать, считает себя вправе относиться к людям с высокомерием.

Характер, без сомнения, зависит от воспитания. Какой пример подают родители, так ведут себя и дети. Племянница Простаковой Софья - добрая и скромная девушка. Прочитав действие первое явление шестое, мы узнаем, что беседуя со своей тётей, сирота выражает к матери Митрофана уважение и не перечит ей, а пытается объяснить, что не сама писала письмо. Софья воспитанна и благонравна, она является продолжательницей традиций своих родителей.

Митрофан разительно не похож на невесту своего противника Милона и отличается от других своими поступками. В конце пьесы мы видим истинное лицо Митрофана. Он вырос злым и бездушным человеком. Разговаривая с Простаковой, баловень судьбы оскорбляет свою мать. Когда она начинает его обнимать и варажать свою любовь, отталкивает её. Любящая сына и заботящаяся о нем Простакова потрясена его поступком больше всех.

Митрофан превзошел свою мать, он стал ещё злее, чем она. Отношение Фонвизина к своему герою выражено открыто, в уста Стародума он вкладывает слова: "Вот злонравия достойные плоды !"

 

X