Творческая область, район Энтузиастов, город Идея, улица Открытие, дом 1
Ждем ваших работ без перерыва и выходных

Дорогие ребята, на нашем сайте Вы найдете презентации к урокам, интересные материалы для сообщений, докладов, рефератов и проектов, получите различные рекомендации для всестороннего развития.

 

 

Новости
22.01.2025
10-11 классы
22.01.2025

4. Орфоэпические нормы

Орфоэпический словник 2020

6 класс

 

1) Повторим правописание чередующихся гласных в корне (играйте, пока не выиграете)

2) Повторим правописание корней с чередованием

3) Повторим правописание И/Ы после Ц в корне и словах на -ЦИЯ

4) Повторим правописание О/Ё после шипящих в корне

5) Выполним тренировочное упражнение "О/Ё после шипящих в корне"

 

9 класс

 

1) Изучим тему "Вводные слова" (задание 2)

2) Решим тест, опираясь на алгоритм (задание 2)

4) Решим обобщающий тест (задания 2, 8, 9, 11, 12)

5) Повторим тропы (задание 11)

Задание 2

Смысловой анализ текста.

Прочитайте теоретический материал и выполните задание.

 

Основные признаки текста.

Текст – это группа последовательно расположенных предложений, связанных общей темой, основной мыслью и характеризующихся смысловой завершённостью. Показателем завершённости текста является возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему или основную мысль.

Основные признаки текста

  1. Целостность (цельность). Текст – это единое смысловое целое. Целостность текста проявляется в том, что его свойства нельзя свести к сумме свойств единиц, составляющих текст, например, абзацев. Читатель воспринимает текст как завершённое целостное произведение, выражающее единый смысл.
  2. Связность – это один из важнейших признаков текста, определяющих его целостность.

Выделяются два вида связности:

  • локальная, т.е. связность последовательно идущих элементов текста (например, высказываний), которая обеспечивается синтаксическими элементами (например, союзами, местоимёнными словами, вводными словами и др.);
  • глобальная – смысловая связность текста, которая обеспечивается единством темы, основной идеи, ключевыми словами и последовательным развитием основной мысли, т.е. тем, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность.
  1. Членимость – способность текста члениться на более мелкие единицы (предложения, абзацы, фрагменты и т.п.).
  2. Диалогичность – это свойство текста заключается в том, что у каждого речевого произведения есть автор и читатель, между ними происходит скрытый диалог: автор передает смыслы, а читатель, интерпретируя текст, соглашается или не соглашается с автором. Таких интерпретаций множество, так как у каждого читателя свой опыт. Диалогичность проявляется в том, что каждый текст является составной частью большого непрекращающегося диалога, осуществляемого между разными авторами, диалога между текстами. По сути, текст – это ответ автора на вызов другого автора, читателя, самой жизни.
  3. Текстовая модальность – это отношения отражаемых в тексте ситуации и ее элементов к действительности: то, что описывается, может интерпретироваться читателем как реальное, нереальное, субъективно оцененное автором.
  4. Информативность текста: главное свойство и назначение текста – передача информации. С точки зрения автора, текстовая информация, главная или передающая детали, всегда существенна, и автор рассчитывает на определенный эффект и её воздействие на адресата: читатель или слушатель, по мнению автора, хочет что-то узнать и, узнав это, испытывает какие-то чувства и стремления совершить действие.

Текст всегда рассчитан на понимание, а значит, на извлечение информации, содержащейся в нем. Виды информации в тексте:

1) фактуальная информация - это констатация фактов, не окрашенная личными оценками и эмоциями автора; это бесстрастное изложение фактов (так пишут хроникальные заметки, тексты объявлений, протоколы и т.д.);

2) концептуальная информация - это информация, связанная с авторским пониманием происходящего, описываемого в тексте, с его оценками; такая информация как будто пропущена через мировоззрение, жизненный опыт и систему ценностей автора (вспомним аналитические статьи, художественную прозу, стихотворения, ораторскую речь и т.д.); концептуальная информация часто является основной, но скрытой;

3) подтекстная информация, т.е. та, которая не передается открыто, а вычитывается "между строк", а при устном общении проявляется через интонации, мимику, жесты (яркий пример – бсни; вспомним басню «Ворона и Лисица» И.А. Крылова: говорится о животных, а подразумеваются люди).

Анализ текста – разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и т.п., постижения авторского замысла.

Тема текста – это то, о ком (или о чем) в нем говорится (круг событий, явлений, проблем понятий и т.п.), что описывается, о чем развёртывается рассуждение; это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-соообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и др.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Идея – это то, к чему призывает текст, чему он учит. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».

Проблема текста - это сложный вопрос, который требует разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чем смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается); демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребенка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

Ключевые слова текста - наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чём текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в данном тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединить его основное содержание.

Алгоритм выполнения задания "В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос?".

1) Внимательно прочитайте текст не менее 2 раз.

2) Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ.

3) Определите,

  • какой из предлагаемых ответов есть в тексте (читать текст необходимо 4 раза)

ИЛИ

  • какой из ответов не похож на три других, объединенных чем-то общим.

 

Информационные источники:

  1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственный экзамен 2015. Русский язык. Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. - МОсква: Интеллект-Центр, 2015.
  2. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9-й кл. / Е.С. Симакова. - Москва: АСТ: Астрель, 2016.

 

Задание

Составьте конспект теоретического материала, предложенного для изучения.

 

Как составить конспект?

Конспект – это краткое письменное связное изложение содержания текста.

Прежде чем конспектировать, т.е. сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план. Составленный план проанализируйте, сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет. Некоторые части объедините. В каждой части выделите и оставьте главное. Предложения, представляющие собой сложные синтаксические конструкции, по возможности замените простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами.

В конспекте указывается название статьи, которая конспектируется.