Творческая область, район Энтузиастов, город Идея, улица Открытие, дом 1
Ждем ваших работ без перерыва и выходных

Дорогие ребята, на нашем сайте Вы найдете презентации к урокам, интересные материалы для сообщений, докладов, рефератов и проектов, получите различные рекомендации для всестороннего развития.

 

 

1. Что привлекает Вас в преданиях?

План ответа

 

 

  1. Что такое фольклор и какие жанры фольклора я знаю? 
  2. Что такое предание и каковы его жанровые особенности?
  3. Чем этот жанр интересен?
  4. Какие предания я знаю и о ком они повествуют?
  5.  Какое мое любимое предание и почему?
  6. В чем своеобразие данного предания (чем оно отличается от других)?
  7. Что нового из прошлого моего Отечества я узнал из преданий?

 

Фольклор в литературе – это устное народное творчество, передающееся из из уст в уста, от одного поколения к другому и имеющее многовековую историю. Фольклор всегда был важной частью народного быта.

В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями). В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся сказки, былины, предания, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры – это обрядовые и колыбельные песни, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы. У каждого фольклорного жанра свои отличительные закономерности, разная история возникновения и распространения в народной среде, включения в культуру. Например, предание – один из жанров народного эпоса, который возник на основе рассказов очевидцев.

Предание – это устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них – Рю­рик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящён Ивану Грозному. Последующие страницы устной ле­тописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

В преданиях существуют свои способы изображения героев. Обычно персонаж только называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. В начале или в конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят. Они выступают не как личное суждение, а как общее мнение. Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.

Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник» повествуют об исторических событиях разных эпох. В предании «Воцарение Ивана Грозного» воплотились народные представления о царе Иване IV Васильевиче, прозванном в народе Грозным. Сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства. Сюжет предания «Сороки-ведьмы» также вымышлен и повествует об Иване Грозном. Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдаёт приказ о строительстве флота в Воронеже, а по­том и сам работает на верфи, о чем повествует предание «Петр и плотник».

Мне понравилось предание «Воцарение Ивана Грозного». В нем рассказывается, что царя выбирали просто: опускали свечу в реку, у кого загорится, тот и царь. Крепостного Ивана позвал барин, решивший стать царём и обещал вольную. А Иван пообещал снести барину голову, если станет царём, так и случилось, Иван сдержал обещание. По народному мнению, каждый мог стать царём, но не каждый мог управлять государством, царствовать дано не каждому, как и сдержать слово. Это предание мне понравилось необычностью сюжета. Мне кажется, что оно похоже на сказку, где добро всегда побеждает зло, торжествует справедливость.

Предание «Воцарение Ивана Грозного» похоже на предание «Сороки-ведьмы», так как содержит фантастический элемент. Однако оно отличается от предания «Петр и плотник», хоть главный герой в обоих преданиях – государственная личность, предание «Петр и плотник» более реалистично.

Прочитав предания, я узнал о том, как народ относился к своим правителям. Несмотря на свою трудную судьбу, мои предки почитали государей, считали, что каждый из правителей думает о благе простого люда, потому что сам вышел из народа, или прислушивается к его мнению.